SOVAVTO.ORG » Новости » История создания GIF-анимации в Интернете и каким возможно будет ее конец

История создания GIF-анимации в Интернете и каким возможно будет ее конец

Гифки — бессмертный формат, но конец его близок

«Днем всех гифок» считается 5 ноября 1999 года. Именно в этот день организован проект по «сжиганию» файлов с таким форматом. Пользователи договорились демонстративно их удалить, заменяя на изображения в PNG формате. Кампания сопровождалась очевидно шуточным призывом: «Уничтожить все ГИФ перед уходом». Гнев пользователей оказался реальным, и цель ставилась серьезная – навсегда избавить Сеть от бедствий формата.

 

История раздражительного формата

GIF появился в 1987 году за несколько лет до самой Всемирной паутины или ее подобия и поддерживал 256 цветов. Его анимационные возможности легко конкурировали с флипбуком. Он заметно уступал практически всем форматам файлов, которые следовали за ним.

Существовали угрозы судебных разбирательств со стороны компаний-разработчиков формата и патентообладателей. Планировалось подавать иски на пользователей GIF. Ко дню «сожжения всех гифок» ГИФ действительно находился на краю пропасти. Те, кто знал достаточно о форматах файлов, интересовался или делал вид, что беспокоится о будущем Интернета, решительно призывали к тотальному уничтожению «ГИФок».

И все же так или иначе 17 лет спустя, GIF-изображения не только не уничтожены – они продолжают активно использоваться. Ранее Twitter ввел сервис, которыя предлагает доступ к библиотеке тысяч GIF-файлов. Руководит библиотекой компания Giphy. Она собрала 55 000 000 долларов за последнее время, в результате чего ее общая стоимость составила около 300 миллионов долларов.

 

За год до этого Imgur – до недавнего времени де-факто сервис хостинга изображений гиганта Reddit и отдельной компании стоимостью 200 миллионов долларов, предложил GIFV. Это попытка модернизировать формат файла, которому почти 30 лет. GIF никогда еще не был более популярным, чем сейчас. И все же GIF как тип файла состоит из набора единиц и нулей, который компьютеры преобразуют в анимацию.

 

За кулисами Интернета идет тихая война, направленная на уничтожение этих анимашек, и она не заканчивается. И после Дня «уничтожения всех гифок», это формат остается незаменимым. И сегодня он уже безнадежно устарел. Но вместе с тем формат породил странный феномен.

ГИФ – это надоедливая анимация. Пляшущие фрукты, скачущий текст, качающийся на волнах серфер. ГИФ – это изображения размером с точку, маниакально повторяющие одинаковые движения. Современные немые фильмы, которые бесконечно готовы раздражать пользователей.

 

Когда GIF впервые появился на свет в 1987 году, анимации не было на снимках, равно как и World Wide Web. Команда программистов в CompuServe во главе со Стивом Уилхайтом (основатель формата) построила GIF вокруг чего-то совершенно не похожего на современную анимационную технологию. Ее основой стала компрессия Лемпеля-Зива-Уэлча или LZW.

 

Это громоздкое название, вероятно, многим не знакомо. Но технология оказала огромное влияние на цифровой мир. LZW – серия инструкций, которая позволяет самим битам и байтам изображений и файлов помещаться во все более мелкие пакеты (это часть сжатия) без обрезания каких-либо данных в процессе (это часть без потерь). Это все равно что упаковывать вещи в миниатюрный чемоданчик, заталкивая их.

 

LZW не стал пионером в своем роде. Подробное описание алгоритма появилось в июньском выпуске профильного издания IEEE Computer в середине 80-х годов. Тогда вышел материал под названием «Техника высокопроизводительного сжатия данных». LZW основывался на технологии LZ78, и предлагал значительную модернизацию предшественника.

Технология оказалась совместимой с архиваторами файлов ZIP и GIF. Именно технология сжатия дала формату возможности, которые в то время казались сверхъестественными. Предыдущие алгоритмы, применяющиеся для сжатия изображений, такие как «кодирование по длине прогона», сокращали файлы. Они просто упрощали повторяющиеся данные.

Строка пикселей в изображении, которая изначально была сохранена как «один черный пиксель, один черный пиксель, один черный пиксель», могла бы стать более простым и меньшим списком «трех черных пикселей». Кодирование по длине прогона было хорошо для простых черно-белых изображений, но оно не позволяло сочетать даже несколько десятков цветов. Алгоритм переставал работать при их смешивании.

LZW с более сложной последовательностью действий позволял компьютерам многократно сворачивать строки данных, содержать какой-то повторяющийся шаблон. Это дало возможность ПК выполнять совершенно новую команду. То же касалось комбинированных фраз: «блиц-пиксель, пурпурный пиксель». Благодаря такому подходу GIF обладает уникальной способностью подбора фотореалистичного цвета изображения, сочетания оттенков и компактного их сжатия.

 

Этот алгоритм появился в подходящий момент. Вместе с тем на рынке появились модемы, графические карты и компакт-диски. ГИФ стал стандартом реалистичных изображений. Идея статической картинки сегодня может показаться откровенно бредовой, но в начале 90-х годов ей не было альтернативы. Этот вариант был единственным и неповторимым.

 

К тому времени, когда Всемирная паутина активно набирала обороты, GIF стал монополистом. В 1993 году появился передовой браузер Mosaic, он поддерживал два формата изображения – проверенный ГИФ и новый JPEG.

 

«Подарок» в сфере информационных технологий

 

Спустя два десятилетия GIF редко используется для неподвижных изображений. Вскоре его успешно потеснили форматы JPEG и PNG. Но анимированный ГИФ остается актуальным. Это иронично, так как если статический GIF был реальным прорывом – картиной мастерства, то анимированные изображения – всего лишь причудливый двойник. Он живет, несмотря на искренние попытки Интернета в лице пользователей убить его.

 

Секрет современных анимированных GIF-файлов – в том, что зацикленная анимация на экране часто вообще не содержит GIF, ни один файл в ней не упакован с расширением «GIF». Анимированные изображения в Reddit (особенно те, которые выглядят подозрительно хорошими) в большинстве своем не имеют отношение к технологии GIF. Тут некоторые «гифки» являются подделками. Это видеофайлы, которые мало чем отличаются от размещаемых на YouTube. Они запрограммированы так, что схожи с анимированными файлами.

 

«Гифки» автоматически бесконечно воспроизводятся – такая функция интегрирована в код файла. Для создания аналогов из видео используется код, встроенный в страницу. Он меняет характеристики исходного файла, заставляет бесконечно повторяться в беззвучном режиме. Тут не отображается панель управления или кнопка паузы. Эти видео кажутся более простыми, но это не так.

 

При этом более глубокое сравнение адаптированных видео с подлинными GIF-файлами показывает, что первый вариант значительно качественней. Анимированный GIF – серия последовательных кадров, воспроизводимых с замедлением для создания иллюзии движения. Все эти кадры тут собраны в одном файле, который содержит все неподвижные изображения вместе с инструкциями о том, насколько быстро их менять.

Цифровое видео намного сложнее. В отличие от GIF, видеофайлы не содержат анимацию для каждого кадра, который видит пользователь, по крайней мере, в традиционном смысле. Некоторые фрагменты в видеофайле, называемые I-кадрами, будут сохранены как полноценные изображения, но между ними находятся B- и P-кадры. Они содержат инструкции о том, как преобразовать один кадр в другой, изменив несколько пикселей в одном месте и цветов – в другом, оставив все остальное таким же.

 

Учитывая, что в среднем видео может воспроизводиться до 60 кадров в секунду, это может сэкономить поистине безумное количество байтов. ГИФы жертвуют качеством ради экономии места, но видео выглядят намного лучше, но при этом намного меньше.

К примеру, короткое видео о том, как собака ловит рыбу (похожее на GIF) занимает более 60 МБ, потому что каждый отдельный кадр сохранен как полный образ. Как и видеофайл .mp4, этот же клип имеет размер менее 3 МБ, поскольку алгоритмы, необходимые для преобразования одного кадра в следующий, незначительны. Разница в размере файла – разница между потоковой передачей музыки в течение нескольких часов и загрузкой одной песни.

 

На мобильных устройствах, где каждый МБ данных является ценным, один огромный GIF-файл также может съесть заметную часть баланса. Кроме того, у GIF нет кнопки «Стоп», с помощью которой пользователь может остановить цикличные движения. После загрузки и открытия начинаются бесконечные однотипные действия.

 

Но это и хорошо, и плохо тоже. Видео могут передаваться в потоковом режиме, поэтому пользователь может смотреть уже переданные файлы, пока остальная часть клипа еще загружается. GIF-файлы только рывком проходят весь первый цикл. GIF-файлы представляют угрозу для сотовой сети. Но все ужасные недостатки компенсируются одним огромным преимуществом: по сравнению с видео, GIF смехотворно примитивен. ГИФ не требует установки дополнительного софта или интеграции кода. Для работы достаточно скопировать ссылку, загрузить файл, и все.

 

Возникает вопрос – почему нет формата, объединяющего положительные свойства видео и ГИФ? Почему никто не совместил качество первого и простоту второго? Хотя попытки уже были, но наиболее удачная реализована около двадцати лет назад. В конце 1994 года анимированные картинки стали устаревшим, но удобным вариантом для Всемирной паутины. К началу 1995 года началась его ликвидация. Что же произошло дальше?

 

Настоящая причина хейта

Первый масштабный виртуальный конфликт произошел в 1994-м из-за CompuServe и Unisys, которые сделали неожиданное объявление. Компании сообщили о выдаче лицензии на использование ГИФ за определенную оплату. Unisys надеялся заключить подобные соглашения со всеми, применяющими файловую технологию.

 

Так, после продолжительного свободного использования в период становления Интернета создание GIF-файлов становилось платным. Перспектива введения «налога на ГИФ» вызвала возмущение, которое спровоцировало массовое удаление «гифок» с сайтов.

Пэт Клоусон, генеральный директор TeleGrafix Communications Inc, упомянул о «мировой войне» в официальном письме, которое написал через несколько дней после заявления CompuServe и Unisys. К середине января пользователи «гифок» должны были пройти регистрацию и заплатить – в противном случае их ожидали судебные иски.

Объявление о введении налога появилось 29 декабря, в период рождественских праздников. Ставка делалась на фактор неожиданности, так как многие пользователи были заняты подготовкой к Новому году.

 

Мнение, о том что Unisys хотел облагать налогом сами «гифки», взимая плату с пользователей и веб-мастеров за их использование, не верно. Лицензия выдавалась на ПО для создания файлов этого формата. Но это не успокоило разработчиков, занимающихся созданием и продажей программного обеспечения для обработки изображений. С этого началась борьба с «гифками» и безумная гонка за альтернативой.

 

Конечным результатом стал новый тип файлов, который стал аналогом ГИФ. Он основывался на улучшенной технологии. Формат получил называние PNG. Всего лишь год спустя после скандала представили версию 1.0 Portable Network Graphics (сокращенную от предложенного PING для «PING Is Not GIF») для окончательного уничтожения GIF.

 

PNG предлагает поддержку тысяч цветов в отличие от жесткого ограничения GIF в 256. У него были лучшие варианты прозрачности. Но наибольшее преимущество – полностью открытый исходный код. Это освобождало пользователей от необходимости платить за использование формата. Он было лучше, чем GIF, почти во всем.

 

Новый формат не поддерживал функцию анимации. Но такая особенность была продуманным решением, а не случайным недостатком. Создатели PNG считали двойственность «ГИФ» не преимуществом, а огромным минусом, поэтому стали категорическими противниками анимации. Это была довольно оправданная позиция. Причина – формат изображения не должен самостоятельно, спонтанно активировать анимацию. Еще один важный фактор – низкая эффективность. Поэтому PNG навсегда останется неподвижным.

 

Разработчики формата решили, что анимация – это удел следующей разработки. Они считали, что появление лучшего типа файла еще впереди. К тому же многие полагали, что подвижные изображения – это излишество, отсутствие которого не критично для пользователей.

 

Время показало, насколько ошибочными были подобные суждения. Профильные специалисты не учли, что GIF очень удобен – его поддерживают практически все браузеры. Еще раз стоит заметить, что он не требует установки кодеков, драйверов и других дополнительных инструментов для воспроизведения. Эксперты признают, что даже современные браузеры не имеют хороших аналогов ГИФ. Ближайший преследователь в части практичности – сложный, защищенный патентом формат MPEG-2 или 4.

Развитие конфликта

Стремительный рост спроса на новый формат, казалось, уничтожит GIF-изображения, которые доминировали в раннем Интернете. Но надоедливый проблемный формат никак не исчезал, несмотря на активное наступление PNG. Ярким подтверждением этого стал День «Сжигания всех ГИФок» в 1999 году.

 

Unisys предприняли попытку прояснить ситуацию относительно патента на технологию LZW, но она не увенчалась успехом. При этом пока не было практичной альтернативы «ГИФу». Только в 2001 году появился его «убийца» под названием MNG. Но к его появлению не имели отношения специалисты, разработавшие PNG.

 

К середине 2000-х годов острая фаза противостояния завершилась. Летом истек срок действия патента Unisys на LZW по всему миру. Каждый пользователь мог снова использовать GIF, и это был новый виток популярности технологии. Формат выдержал 10-летний агрессивный натиск значительной части Интернет-сообщества. После длительной и безуспешной борьбы значительная часть пользователей смирилась с наличием ГИФ.

Само время отправило его в музей истории. И сделал это документ размером 200 000 слов. Он появился в 2008 году и назывался HTML 5. Он определяет алгоритм построения сайтов, формирует их скелет, а также регламентирует работу анимированных изображений в Интернете. Правила об этом содержит раздел 3.14.7. под названием «Элемент видео».

Ранее в веб-видео доминировали Adobe Flash и RealPlayer. Это решения, для которых требовались сторонние плагины или программное обеспечение. Перед использованием оно требовало запуска, периодического обновления. Такие требования создавали определенные сложности для пользователей. И на помощь приходил старый добрый ГИФ.

 

Но когда HTML 5 регламентировал работу видео, проблемы исчезли вместе с форматами и стандартами, которые их создавали. К слову, HTML 5 просто устранил различия между браузерами, что позволило контролировать воспроизведение видео по единым стандартам.

 

По мере распространения HTML 5 GIF почти за десятилетие получил серьезного конкурента.

Первые глобальные изменения произошли в начале 2014 года, когда Gfycat начал преобразовывать GIF-файлы в видеофайлы. Но самая значительная трансформация произошла в том же году в форме GIFV Имгура. По сути, GIFV – это просто стандартная реализация видео HTML 5. Стоит нажать на ссылку GIFV, и пользователь попадет на страницу, которая выглядит как GIF. Клип воспроизводится автоматически – это голое повторение. У него нет панели управления, нет кнопки паузы, элементов управления, звука.

Аналог ГИФ очень похож на него с тем отличием, что является расширением. То есть, к адресу изображения в конце добавляется приставка «.GIFV». Она отображается в строке браузера. Но это не «гифка» и даже не отдаленный аналог, а простая иллюзия. Это просто оболочка, умное расширение, которое обеспечивается схожесть видео с настоящими «гифками». Расширение GIFV работает во всех браузерах, поэтому пользователи видят, как им кажется, старый добрый GIF. Такое объяснение дал директор Imgur Алан Шааф.

 

Но расширение имеет и существенный недостаток – для выполнения функций ему необходимо интернет-соединение. В отличие от ГИФ, его нельзя скачать, чтобы потом открыть и просмотреть. Изображения с таким расширением отправляются по почте, на него отправляются ссылки, но оно не будет работать после скачивания. По такому же пути пошли не только в Imgur, подобную уловку используют многие социальные сети. Twitter трансформирует «гифки» в файл формата .mp4, Facebook превращает анимированные изображения в непонятное нагромождение кода, которое вряд ли получится без проблем разместить на сторонних ресурсах.

 

Современный Интернет претерпел значительные изменения за последние 10 лет. С одной стороны, это место свободного обмена информацией, с другой – территория, разделенная сервисами на огороженные участки, где действуют собственные правила. Для понимания ситуации нужно представить, что ГИФ-изображения – фото, которые можно достать из рамки и забрать с собой, а расширения – рисунки, выбитые на стене. Их унести не получится.

Расширение GIFV – компромиссный вариант. Он дает возможность без ущерба физическому пространству смартфона, ПК или планшета использовать и обмениваться анимированными изображениями. «Иллюзия» позволяет использовать анимацию повсеместно, для любых форматов файлов. Это простой способ создания видео с цикличным, бесконечным движением.

Но GIFV, помимо преимуществ, подразумевает ограничения. Так, запрещается с его помощью создавать материалы откровенно сексуального характера (для этого широко использовался формат ГИФ), видео, которые вводят в заблуждение пользователей.

При этом, возникает вопрос – нарушает ли формат GIF авторские права, если используется для создания подвижных файлов из фрагментов фильмов, клипов, шоу?. Ответ прост – нет, так как на технологию нельзя подать в суд.

 

Хотя прецедентов борьбы с подобными файлами достаточно. Международный олимпийский комитет пытался запретить анимешки, на которых запечатлены фрагменты игр или рекламные материалы перед Олимпиадой 2016 года. Но инициатива провалилась. Более успешно действовал Twitter – ресурс удалял закольцованные изображения. Зачастую это была реклама букмекерских контор и спортивных каналов. Видеохостинг YouTube автоматически удаляет материалы, если они нарушают авторские права. К сожалению, под санкции попадает далеко не всегда «черный» контент.

 

Giphy проводит подобную политику, и это логично. Ведь форматы и технологии используются для создания рекламных материалов, продвижения товаров и услуг. Поэтому компаниям, особенно крупным, нельзя отдавать наработки в общее пользование бесплатно. Результат – они тратят огромные средства на судебные тяжбы с целью защиты собственных бизнес-интересов.

 

Логично, что создатели форматов и технологий стремятся извлечь материальную пользу от их применения. Но в современных реалиях Интернета расширения и другие технические возможности быстро становятся достоянием пользователей, частью массовой культуры. Создаваемое Giphy – не формат файла, а сервис. Тут отсутствуют разрешения со сроком действия. Нет технологии, которая рано или поздно станет достоянием интернет-сообщества.

Giphy до конца не удалось вытеснить ГИФ. Этот формат жив и сегодня и находится в свободном пользовании и доступе. В архиве поискового сервиса и сейчас можно найти те самые «гифки». Тут стоит напомнить, что Giphy изначально создавался именно для обмена подобными файлами.

Технический директор сервиса Ник Хасти признает факт перекодировки большинства изображений с использованием современных технологий. Он также отмечает, что подобный шаг не смог полностью уничтожить «гифки», и они остаются наиболее удобными для пользователей в части скачивания. А еще Ник Хасти отметил, что старая технология – это связующее звено между различными системами и платформами.

 

Пока Giphy не удалось полностью устранить «гифки», но это неизбежно произойдет. И альтернативой, которая придет на смену ГИФ, станет не формат, а сама поисковая система или другой сервис. Яркий пример в данном направлении – платформа знакомств Tinder. Тут размещаются материалы исключительно с расширением Giphy. Старый добрый ГИФ тут уже не найти, так как он не загружается пользователями. Движутся в таком же направлении и другие крупные социальные сети. Поэтому уже в ближайшем будущем многолетняя история нахождения GIF в Интернете, вероятней всего, завершится.

 

Видео и изображения, анимированные с использованием современных технологий, более качественные в части четкости и контрастности, загружаются быстрее, чем «гифки». Но последние продержались достаточно долго. Такое долголетие обусловила простота в использовании.

 

Но несмотря на натиск современных технологий остались фанаты классического ГИФ. Джейсон Уолтер – известный веб-мастер, который создает «гифки». Он признан настоящим виртуозом своего дела. В работе Джейсон применяет материалы из старых фильмов, создавая неповторимые анимированные изображения. Мастер вспоминает, что когда он начал делать GIF, еще не было мощных графических редакторов.

 

Но какие бы ухищрения ни использовал создатель «гифок», Imgur трансформирует их в видео, если размер превысит 100 МБ. Джейсон говорит, что видит художественное искусство в создании качественных анимешек небольшого размера на основе старой технологии.

 

Уолтер не против альтернатив ГИФу, но отмечает, что тенденция на сокращение «веса» изображений настораживает. Мастер говорит, что такой путь развития делает людей ленивыми, так как нетрудно создавать видео с закольцованными движениями.

К сожалению, Джейсон объявил о том, что прекращает создавать оригинальные «гифки». Но созданный им сервис HighQualityGIFs стал музеем, где собраны по-настоящему качественные GIF. У него 150-тысячная аудитория подписчиков, и эксперты предоставляют консультации, как создавать анимированные изображения с помощью графических редакторов. И подобных ресурсов в Интернете еще много. Пока они существуют, есть веб-мастера, которые создают качественные «гифки», и формат будет жить.

Информационное издание: Новости гаи, дтп, штрафы пдд, ГИБДД, Экзамен ПДД онлайн. Техосмотр

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*